ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР КЛИНИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тренинговый центр координирует организацию и проведение семинаров, тренингов, краткосрочных курсов, школ, конференций, совещаний, стажировок, обменов и других подобных программ для студентов, преподавателей, администраторов, сотрудников юридических факультетов ВУЗов, юридических клиник, государственных органов и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, практикующих юристов.
Варианты учебных программ
Тренинговым центром предлагается также проведение стажировок по программам Центра правового и гражданского общества (ЦПиГО) «Живое право», включая встречи, учебные занятия и участие в мероприятиях центра (олимпиада для школьников, конкурс учебных судов, клуб учителей и т.д.).
Возможна организация образовательных туров «Юридический Петербург» для школьников, студентов юридических и педагогических ВУЗов, преподавателей, включая:
- культурную программу, в т.ч. экскурсию по историко-правовым памятным местам;
- посещение Законодательного собрания, следственного изолятора «Кресты», суда;
- тренинг (по практическому праву, по активным методам обучения, по клиническому образованию, по профессиональным навыкам юриста и т.п.);
- учебный суд;
- знакомство с учебными организациями и программами.
Для получения более конкретной информации связывайтесь с сотрудниками Центра КЮО:
Аркадий Гутников – директор Центра клинического юридического образования
Ольга Байбородина - зам. директора Центра клинического юридического образования
Тел./факс: (812) 324-88-36, Тел: 321-64-12 Е-mail: cle@law.spb.ru
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Семинар для молодых преподавателей юридических клиник
Семинар ориентирован на получение универсальной информации, которая поможет в решении вопросов организации юридической клиники в любом регионе РФ и странах ближнего зарубежья и основан на опыте подобных программ 1998-2005 гг., проводившихся в России и странах СНГ.
Семинар включает в себя интерактивные занятия, самостоятельную работу участников в малых группах, посещение юридических клиник.
После семинара участники смогут:
- усовершенствовать свои программы клинического юридического образования;
- разрабатывать упражнения, практические задания, ролевые игры для использования в своих клинических программах;
- использовать клинические (интерактивные) методы обучения в юридической клинике;
- установить контакты и поддерживать сотрудничество в рамках международной сети клиницистов.
Программа семинара
1-й день
Прибытие участников. Регистрация, размещение. Раздача материалов для «домашнего чтения».
Открытие семинара Участники знакомятся друг с другом и с инструкторами, формулируют свои ожидания от программы, краткое представление программы, материалов, правил работы. Краткая информация об истории проекта «Клиническое юридическое образование» и общероссийского и международного клинического движения
Блок 1 «Что такое юридическая клиника?» Кратко затрагиваются следующие вопросы:
- цели клинического юридического образования;
- содержание клинического юридического образования;
- обучение правозащитным ценностям и стратегиям;
- формы клинического юридического образования;
- отличия от традиционной практики;
- место юридической клиники в учебной программе ВУЗа;
- организационно-правовой статус юридических клиник;
- виды клиник;
- проблемы отношений клиника-ВУЗ;
- отбор студентов;
- оценивание;
- ответственность участников клинической программы;
- управление юридических клиник и руководство студентами
2-й день
Блок 2 «Клинические методы обучения» Кратко затрагиваются следующие вопросы (будут продемонстрированы примеры):
- планирование и структура интерактивных занятий;
- использование ролевых игр;
- методы обратной связи, техника комментирования;
- планируемые учебные результаты клинического образования;
- активные и интерактивные методы обучения;
- взаимоотношения преподавателя и студента в клинике.
Блок 3 «Профессиональная этика юриста-консультанта» Демонстрация примеров элементов интерактивных занятий и обсуждение следующих вопросов и проблем:
- что такое профессиональная юридическая этика;
- проблемы взаимоотношений юрист-клиент, юрист-юрист, юрист-общество;
- как и где преподавать вопросы профессиональной этики;
- этические правила в юридической клинике.
БЛОКИ 4-5 Посещение юридических клиник и экскурсия по городу
3-й день
Блок 6 «Интервьюирование (проведение опроса) клиента» Презентация по вопросам:
- место интервьюирования в «технологической цепочке»;
- цели интервьюирования;
- роль клиента и роль юриста;
- этапы интервьюирования;
- приемы интервьюирования;
- психологические аспекты интервьюирования;
- типичные ошибки;
- особенности проведения интервьюирования в юридической клинике.
Блок 7 «Ролевые игры по интервьюированию в группах под руководством инструкторов»
Общее заседание. Подведение участниками итогов упражнений в группах и обсуждение проблем преподавания этого навыка
Блок 8 «Консультирование» Презентация по вопросам:
- место консультирования в «технологической цепочке» ;
- цели консультирования;
- роль клиента и роль юриста;
- этапы консультирования;
- типичные проблемы и ошибки;
- этические аспекты в ходе консультирования;
- особенности проведения консультирования в юридической клинике.
Блок 9 «Разработка учебного занятия»
Обсуждение участниками структуры, содержания, требований к учебному занятию, типичных ошибок при разработке фабулы дела. После этого участники переходят к выполнению задания: участники, разделившись на малые группы, должны разработать интерактивное упражнение по обучению определенному навыку.
Участники должны подготовить:
1. Фабулу дела (общую вводную информацию)
2. Информацию для юриста (студента-консультанта)
3. Конфиденциальную информацию для клиента (если необходимо)
4. Инструкцию для преподавателя (план с пошаговым описанием действий, указанием времени на каждое действие)
Участники также должны подготовиться к проведению спланированного занятия для студентов (в качестве студентов выступят участники из других групп). Упражнение должно занять не более 30 минут, в том числе:
- инструктирование «студентов» - 3-5 минут;
- подготовка «студентов» - 3-5 минут;
- ролевая игра – до 10 минут;
- комментирование (участники – «клиент» и «юрист», «студенты»-наблюдатели, преподаватель) – до 15 минут.
Участники в малых группах с участием инструкторов определяют тему разрабатываемого занятия и формулируют ожидаемые учебные результаты. Далее участникам предоставляется время для самостоятельной работы в малых группах по разработке занятия.
4-й день
Блоки 10-11 «Демонстрация разработанных упражнений»
Общее заседание – группы продемонстрируют 30-минутные упражнения. Участники и инструкторы прокомментируют подготовленные упражнения и действия преподавателей.
Блок 12 «Круглый стол» Участники и инструкторы обсудят весь круг проблем клинического юридического образования, обменяются опытом
Блок 13 «Подведение итогов. Закрытие семинара» Участники и инструкторы оценят эффективность семинара, заполнят краткие анкеты, выскажут рекомендации по улучшению программы семинара. Вручение сертификатов об участии в семинаре.
КЛИНИКА ПРАВОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ТИПА
STREET LAW/ЖИВОЕ ПРАВО: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРАВУ
Семинар для студентов-юристов, кураторов, преподавателей, администраторов юридических клиник
Семинар проводится Центром клинического юридического образования в рамках программы «Тренинговый центр» и основан на опыте проведения многочисленных тренингов, школ, стажировок, проводившихся в 1998-2005 гг. при поддержке Street Law Inc., Фонда Форда, AFT, Civitas, ABA/CEELI, OSI, COLPI и других партнеров для студентов юридических клиник и преподавателей.
Целью семинара является
предоставление участникам возможности разработать или усовершенствовать свои учебные программы, развить навыки разработки и проведения занятий, наладить сотрудничество с коллегами.
В результате семинара участники смогут:
- планировать и разрабатывать интерактивные занятия;
- эффективно применять интерактивные методы проведения занятий;
- усовершенствовать систему менеджмента в своих юридических клиниках (включая руководство студентами, вопросы инкорпорирования клиники в программу ВУЗа, документооборот);
- установить контакты с коллегами;
- составить план действий по созданию и развитию клинических программ с учетом приобретенного опыта.
При проведении семинара используются разнообразные методы:
- интерактивные занятия, включая дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, моделирование ситуаций;
- изучение и обсуждение материалов учебных программ, пособий;
- самостоятельная работа участников по разработке, проведению и оцениванию учебных занятий, составлению и презентации планов действий и др.
Каждый блок семинара включает мотивацию участников, согласование ожидаемых результатов, предоставление информации и инструктирование, интерактивную часть, подведение итогов (рефлексию). Участники будут регулярно проводить самооценку и оценку программы с точки зрения применимости результатов в своей работе.
Участникам будут предоставлены материалы для изучения и использования в дальнейшей работе (учебно-методический комплекс «Живое право», пособия по развитию профессиональных навыков, по организации и менеджменту в клиниках, по профессиональной этике юриста, по отдельным клиническим программам, материалы школ и семинаров). Участникам также будут предоставлены информационные материалы и контактная информация юридических клиник России.
В качестве инструкторов выступают опытные тренеры – авторы учебно-методического комплекса «Живое право».
К участию в семинаре приглашаются:
- студенты 2-5 курсов юридических ВУЗов (участие в работе клиник типа Street Law/Живое право и других юридических клиник будет являться преимуществом при отборе);
- адвокаты, практикующие юристы, сотрудники правозащитных организаций – потенциальные преподаватели;
- преподаватели юридических факультетов;
- преподаватели педагогических ВУЗов;
- кураторы юридических клиник.
Программа семинара
1-й день
- Прибытие участников и инструкторов
- Открытие семинара, знакомство, согласование ожиданий участников
- Клиники типа Street Law/Живое право: обзор и обсуждение российского и зарубежного опыта, программ, пособий и стандартов
- Определение целей клиники типа Street Law/Живое право (с точки зрения студентов, преподавателей, ВУЗов, общества, государства)
- Контрольные вопросы по организации клиники типа Street Law/Живое право
2-й день
Активные методы обучения (демонстрации и обсуждения):
- анализ казуса;
- мозговой штурм;
- ПОПС-формула;
- «займи позицию»;
- работа в малых группах;
- дискуссия/дискуссионные вопросы.
3-й день
- Экскурсия
- Учебный суд
- Оценивание (проверка достижения учебных результатов)
4-й день
- Структура интерактивного занятия (планирование)
- Разработка и проведение учебных занятий
5-й день
- Планирование и обсуждение учебных программ
- Подведение итогов
6-й день
Отъезд участников
КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Стажировка для преподавателей юридических клиник
Целью стажировки является предоставление коллегам из юридических клиник возможности усовершенствовать свои клинические программы и наладить сотрудничество в рамках международной сети клиницистов.
В результате стажировки участники смогут:
- использовать опыт юридических клиник России и других стран для создания и развития своих клинических программ;
- эффективно применять интерактивные методы проведения занятий в программе юридической клиники;
- усовершенствовать систему менеджмента в своих юридических клиниках (включая руководство студентами, вопросы инкорпорирования клиники в программу ВУЗа, документооборот);
- установить контакты с зарубежными клиниками;
- составить план действий по созданию и развитию клинических программ с учетом приобретенного опыта.
При проведении стажировки используются разнообразные методы:
- интерактивные занятия, включая дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, моделирование ситуаций работы клиники;
- круглые столы с участием приглашенных представителей юридических клиник России;
- посещение юридических клиник Санкт-Петербурга (участие в занятиях и присутствие на приеме клиентов);
- самостоятельная работа участников (изучение материалов, разработка и демонстрация занятий, составление и презентация планов действий и др.).
Каждый блок стажировки включает мотивацию участников, согласование ожидаемых результатов, предоставление информации и инструктирование, интерактивную часть, подведение итогов (рефлексию). Участники будут регулярно проводить самооценку и оценку программы с точки зрения применимости результатов в своей работе.
Участникам будут предоставлены материалы для изучения и использования в дальнейшей работе (учебные пособия по развитию профессиональных навыков, по организации и менеджменту в клиниках, по профессиональной этике юриста-консультанта, по отдельным клиническим программам, материалы школ и семинаров). Участникам также будут предоставлены информационные материалы и контактная информация юридических клиник России и других стран Европы и Азии.
Программа
1-й день
- Прибытие участников
- Размещение в гостинице. Будут предоставлены материалы для домашнего чтения
2-й день
Открытие семинара. Участники познакомятся друг с другом и инструкторами, сформулируют свои ожидания от программы. Будут представлены программа, материалы и правила работы.
Будет дана краткая информация об истории проекта «Клиническое юридическое образование» и общероссийском и международном клиническом движении.
Блок 1 «Что такое юридическая клиника?» Кратко затрагиваются следующие вопросы:
- цели клинического юридического образования;
- содержание клинического юридического образования;
- обучение правозащитным ценностям и стратегиям;
- формы клинического юридического образования;
- отличия от традиционной практики;
- место юридической клиники в учебной программе ВУЗа;
- организационно-правовой статус юридических клиник;
- виды клиник, в том числе клиника типа Живое право/Street law;
- соотношение клиники Живое право/Street law и юридической клиники;
- проблемы отношений клиника-ВУЗ;
- отбор студентов;
- оценивание;
- ответственность участников клинической программы;
- управление юридических клиник и руководство студентами.
Блок 2 «Клинические методы обучения в юридической клинике и клинике Живое право» Кратко затрагиваются следующие вопросы (будут продемонстрированы примеры):
- планирование и структура интерактивных занятий;
- использование ролевых игр;
- методы обратной связи, техника комментирования;
- планируемые учебные результаты клинического образования;
- активные и интерактивные методы обучения;
- взаимоотношения преподавателя и студента в клинике.
Блок 3
Встреча с участниками клиники Живое право и обсуждение опыта работы юридических клиник Санкт-Петербурга (РГПУ им. Герцена).
Блок 4
Самостоятельная работа участников: изучение материалов, уточнение видения собственной клинической программы.
3-й день
Блок 5 «Клинические методы обучения в юридической клинике и клинике Живое право» (продолжение) на примере темы «Профессиональная этика юриста-консультанта»
Будут продемонстрированы примеры элементов интерактивных занятий и обсуждены вопросы и проблемы:
- что такое профессиональная юридическая этика;
- проблемы взаимоотношений юрист-клиент, юрист-юрист, юрист-общество;
- как и где преподавать вопросы профессиональной этики;
- этические правила в юридической клинике.
Блок 6 «Интервьюирование (проведение опроса) клиента»
Презентация по вопросам:
- место интервьюирования в «технологической цепочке»;
- цели интервьюирования;
- роль клиента и роль юриста;
- этапы интервьюирования;
- приемы интервьюирования;
- психологические аспекты интервьюирования;
- типичные ошибки;
- особенности проведения интервьюирования в юридической клинике.
Блок 7 «Ролевые игры по интервьюированию в группах под руководством инструкторов»
Общее заседание. Подведение участниками итогов упражнений в группах и обсуждение проблем преподавания этого навыка.
Блок 8 «Консультирование» Презентация по вопросам:
- место консультирования в «технологической цепочке» ;
- цели консультирования;
- роль клиента и роль юриста;
- этапы консультирования;
- типичные проблемы и ошибки;
- этические аспекты в ходе консультирования;
- особенности проведения консультирования в юридической клинике.
Блок 9 «Разработка учебного занятия»
Обсуждение участниками структуры, содержания, требований к учебному занятию, типичных ошибок при разработке фабулы дела. После этого участники переходят к выполнению задания: участники, разделившись на малые группы, должны разработать интерактивное упражнение по обучению определенному навыку.
Блоки 10-11 «Разработка учебного занятия»
Подведение итогов дня. Самостоятельная работа участников.
4-й день
Блок 12 «Разработка учебного занятия» (продолжение)
Участники должны подготовить:
- План занятия с указанием времени
- Информацию, которую представляет преподаватель и способ представления
- Упражнение:
1. Фабулу дела (общую вводную информацию)
2. Информацию для юриста (студента-консультанта)
3. Конфиденциальную информацию для клиента (если необходимо)
4. Инструкцию для преподавателя (план с пошаговым описанием действий, указанием времени на каждое действие)
Участники также должны подготовиться к проведению спланированного спланированного занятия для студентов (в качестве студентов выступят участники из других групп). Упражнение должно занять не более 45 минут, в том числе:
- мотивация – 3-5 минут;
- объяснение ожидаемых результатов занятия - 1-2 минут;
- предоставление информации – 5-7 минут;
- инструктирование «студентов» - 3-5 минут;
- подготовка «студентов» - 3-5 минут;
- ролевая игра – до 10 минут;
- комментирование (участники – «клиент» и «юрист», «студенты»-наблюдатели, преподаватель) – до 15 минут.
Блок 13 «Демонстрация разработанных упражнений»
Общее заседание – группа №1 продемонстрирует упражнение. Участники и инструкторы прокомментируют подготовленные упражнения и действия преподавателей.
Блок 14 «Демонстрация разработанных упражнений» (продолжение)
Общее заседание – группа №2 продемонстрирует упражнение. Участники и инструкторы прокомментируют подготовленные упражнения и действия преподавателей.
Блок 15 «Круглый стол»
Участники и инструкторы обсудят проблемы организации юридической клиники, включая инкорпорирование клиники Живое право в клиническую программу, а также проблемы руководства студентами, планирования программ, разработки материалов и др.
Блок 16 «Работа в малых группах»
Работа в четырех малых группах ( три клиники университетов и клиника типа Street Law).
Участники начнут работу по совершенствованию своих клинических программ: задачи клиники, программы занятий, учебно-методическое обеспечение, правила отбора студентов, специализация, отбор клиентов и дел, правила работы с клиентами, ответственность участников клиники и т.д.
Блоки 17-18
Подведение итогов дня. Продолжение самостоятельной работы участников стажировки.
5-й день
Блок 19
Экскурсия по городу.
Блок 20 «Центр правового и гражданского образования Живое право/Street Law»
Встреча с сотрудниками Центра правового и гражданского образования Живое право/Street Law. Посещение Учебного суда
Блок 21 «Юридическая клиника СПбГУ»
Встреча с сотрудниками юридической клиники Санкт-Петербургского государственного университета.
6-й день
Блок 21 «Межвузовская юридическая клиника Санкт-Петербурга»
Встреча с сотрудниками общественной приемной Межвузовской юридической клиники на Невском 30. Наблюдение за ходом приема клиентов, встреча с сотрудниками.
Блок 22 «Межвузовская юридическая клиника Санкт-Петербурга»
Посещение занятий межвузовской юридической клиники в Российском государственного педагогическом университете имени А.И. Герцена.
Блок 23 « Работа в малых группах»
Участники в малых группах доработают планы развития своих клинических программ и представят их друг другу.
Блок 24
Участники оценят эффективность стажировки, заполнят анкеты. Участникам будут вручены сертификаты.
7-й день
Участникам дается один свободный день для самостоятельной работы.
8-й день
Отъезд участников.
|