Как проводить индивидуальное обучение?

Обычно абитуриенты, окончившие средние учебные заведения с отличием, победители национальных конкурсов, олимпиад, смотров научно-технического творчества молодежи освобождаются при поступлении в вуз от вступительных экзаменов по соответствующим предметам.

К числу проблем, осложняющих этот процесс, относится то, что пока не удается проводить индивидуальное обучение талантливых молодых людей в течение длительного времени: от школы до окончания вуза и далее. При этом делу мешают разговоры о мнимой опасности создания своеобразной элиты среди молодежи. Немецкие товарищи считают, что поиск и стимулирование молодых талантов ныне совершенно необходим. Такого же мнения придерживаются многие специалисты в других странах СЭВ. Справедливое положение по этому вопросу содержится в докладе X съезду: «Одни подчеркивают важность ориентации на продвижение и поощрение особо одаренной молодежи,- сказал В. Ярузельский.- Другие же говорят о необходимости сделать упор на преодоление неравенства возможностей учебы. Правильный путь — умелое сочетание обоих подходов. Говоря словами поэта, „плох тот народ, который сам лишает себя пророков». Сегодня они прозвучали бы так: „плохо то государство, которое само губит таланты». Капитал талантов — это особо ценное богатство».

Достигнуть умелого сочетания обоих подходов, о котором говорил В. Ярузельский, очень непросто. Понятно обоснованное, к сожалению, возражение против спецшкол таких как начальная школа с английским. В эти спецшколы будут попадать дети не в зависимости от уровня своих способностей, а благодаря положению, связям, «пробивной силе» родителей, т. е. создание интеллектуальной элиты просто-напросто обернется воспроизводством элиты социальной. По нашему мнению, можно выработать механизм, предотвращающий такую деформацию.

Но вначале сделаем несколько предварительных замечаний. Прежде всего необходимо отдать себе отчет в том, что система образования уже активно задействована в воспроизводстве социальной элиты. Достаточно много написано, к примеру, в советской (особенно московской) печати о контингентах учащихся специальных языковых школ, широко известно, откуда родом студенты престижных вузов. Причем, если закрыть, скажем, языковые школы (что, по нашему глубокому убеждению, было бы крайне неразумно, так как тогда вообще никто из молодежи не сможет выучить язык в школе при нынешнем уровне организации этого дела; что же касается закрытия престижных вузов, то это просто невозможно), все равно окажется так, что дети элиты будут учиться в лучших школах и получать образование более высокого уровня, чем остальные. Так что опасаться деформаций в наборе учащихся в специальные учебные заведения поздно: процесс зашел уже очень далеко.

0

Комментарии закрыты.