Калории

Калории

«Ешьте медленнее» — это, конечно, легко сказать, но трудно сделать, особенно в культуре обильных дешевых калорий, где нет никаких правил, позволяющих обуздать переедание. Однако у других культур такие правила существуют, и мы в силах попробовать их перенять. У французов это маленькие порции и табу на добавку. У жителей Окинавы — это одна из самых здоровых и долголетних популяций в мире — принят принцип «хара хачи бу» — «ешь, пока не насытишься на 80 процентов».

Очень разумная идея, однако опять же легко сказать, но трудно сделать: как, в самом деле, разобраться, когда ты насытишься именно на 80 процентов? Нужно научиться прислушиваться к своим чувствам лучше, чем это делают большинство американцев, оказавшись за столом. Как показали Розин и другие психологи, американцы, как правило, едят не до тех пор, пока не насытятся (и уж точно не до тех пор, пока не насытятся на 80 процентов), а до тех пор, пока не получат какой-то визуальный сигнал из окружающей среды, что пора остановиться: опустеет тарелка или упаковка, а то и кончится телепередача. Брайан Вансинк, профессор маркетинга и диетологии из Корнеллского университета, проделал несколько остроумных экспериментов по оценке аппетита и размера порций и пришел к выводу, что американцы уделяют гораздо больше внимания внешним, а не внутренним сигналам насыщения*. Для сравнения: французы, которые, похоже, внимательнее относятся к чувственной стороне еды, уделяют больше внимания и внутренним сигналам о том, что они сыты.

Так как же необходимость дороже платить за еду поможет нам есть меньше? Двояким образом. Давно доказано, что на количество еды, которое мы поглощаем, сильно влияет стоимость пищи — ив смысле денег, и в смысле сил, которые требуются, чтобы поставить ее на стол. Эпидемия ожирения в Америке началась около 1980 года — как раз тогда, когда с американских ферм начал поступать поток дешевых калорий, подхлестнутый реформами сельского хозяйства в эпоху Никсона. Американские фермеры в 2000 году производили на 600 калорий на душу населения в день больше, чем в 1980 году. А некоторые калории еще и оказались дешевле прочих: с 1980 года цена подсластителей и добавляемых в пищу жиров (большинство из которых получали соответственно из субсидированной кукурузы и субсидированной сои) упала на 20 процентов, тогда как цены на свежие овощи и фрукты выросли на 40 процентов. Американцы объедаются именно дешевыми и вредными из этих двух разновидностей калорий.

Именно эти калории и обнаруживаются в продуктах массового потребления — лакомствах, полуфабрикатах для разогрева в микроволновой печи, безалкогольных напитках и всевозможных продуктах в упаковке, — вот каков, вероятно, источник примерно 300 лишних калорий, которые американцы добавили к дневному рациону с 1980 года. Так что эти продукты дешевы еще и в другом смысле слова — они практически не требуют времени и сил на приготовление, и это вторая причина, почему мы едим их так много. Часто ли вы ели бы картошку фри, если бы вам приходилось ее мыть, чистить, нарезать и жарить вручную, а потом еще и мыть посуду, фритюрницу и плиту? Ели бы вы вообще печенье со сливочной помадкой, если бы сами должны были сначала печь маленькие круглые печеньица, потом делать помадку, потом склеивать их помадкой попарно, а потом еще убирать за собой?

Недавно группа гарвардских экономистов пыталась доказать экономическую теорию, которая объясняла бы эпидемию ожирения в Америке: согласно этой теории, повышение среднего веса американцев было связано со снижением «временных затрат» на еду — на ее приготовление, утилизацию остатков и так далее. Экономисты пришли к выводу, что повсеместная доступность дешевых продуктов широкого потребления объясняет, почему вес среднего американца с начала 1960-х годов возрос на 5 —6 кг. Они подчеркивают, что в 1980 году микроволновая печь была лишь у 10 процентов американцев; к 1999 году эта цифра достигла 83 процентов хозяйств. По мере того как технология сокращает временные затраты на пищу, мы становимся склонны есть больше*.

Мое предположение состоит в том, что и обратное по-прежнему верно и что чем больше мы заплатим за еду — во всех смыслах, — тем меньше ее мы съедим. На это нацелены и некоторые нижеприведенные правила. Конечно, многие просто не могут позволить себе тратить на еду еще больше времени, денег или и того и другого, — но кто-то из нас может. В конце концов, в последние десять-двадцать лет мы как-то сумели выкроить время на то, чтобы проводить по несколько часов в день в Интернете, и деньги из бюджета не только на то, чтобы оплачивать спутниковое телевидение, но и на мобильный телефон, и на домашний, который раньше был бесплатным. Однако для большинства из нас тратить больше на качественную еду — вопрос не возможности, а приоритета. В процентах от бюджета мы тратим на еду меньше, чем любое другое индустриализованное общество, — естественно, если бы мы решили, что для нас важно качество пищи, то могли бы позволить себе тратить на еду на несколько долларов в неделю больше, а есть чуточку меньше.

Можно ли считать совпадением, что одновременно с сокращением доли бюджета, выделяемой на еду, возросли затраты на медицину? В I960 году американцы тратили 17,5 процента доходов на еду и 5,2 процента национального бюджета на здравоохранение. С тех пор эти цифры поменялись местами: затраты на еду упали до 9,9 процента, а на здравоохранение — возросли до 16 процентов национального дохода.

Чтобы сделать общую рекомендацию «платить больше, есть меньше» более удобоваримой, подумайте о том, что само по себе качество не просто требует больших затрат, но и, вероятно, повлияет на то, сколько вам захочется съесть. Чем качественнее пища, тем меньше ее нужно съесть, чтобы почувствовать удовлетворение. Не все морковки равны от рождения, и лучшие из них — те, которые по-настоящему достойны смакования, — попросту приносят больше удовольствия в пересчете на кусок. Выражаясь словами Пола Розина, отличная еда обеспечивает нам больше «пищевых впечатлений» — на кусок, на блюдо, на трапезу — а, как показали французы, чтобы получить богатые пищевые впечатления, не нужно много еды. Отдайте предпочтение качеству перед количеством, пищевым впечатлениям перед калориями.

0


Комментарии закрыты.