Обувь

Обувь

Знаменитая серия гравюр «Триумфальное шествие императора Максимилиана» была создана А. Дюрером в 1515 году. Энергичный, умный, честолюбивый и властный Максимилиан Габсбургский удачными войнами и удачной женитьбой (Мария Бургундская была единственной наследницей своего отца Карла Смелого) создал и упрочил могущество своей династии. В 1508 году, уже будучи королем Германии, он, с одобрения папы Юлия П, получил титул «императора Священной Римской империи». В 1509 году он въехал в Вормс (на вормский сейм) верхом, окруженный блестящей свитой, в доспехах, сделанных для него искусным аугсбургским оружейным мастером. Его дальнейшие честолюбивые планы не были поддержаны сеймом и не способствовали объединению Германии, в котором она так нуждалась. Гравюра Дюрера была одной из попыток упрочить положение Максимилиана, послужить наглядной агитацией в его пользу.

На данном фрагменте гравюры Максимилиана окружает личная охрана, одетая в великолепные фальтроки с вышитыми на лифах гербами, большие бареты украшены страусовыми перьями. Сам Максимилиан изображен в императорском одеянии с короной на голове. Рядом с ним в образе увенчанной короной женщины восседает на лошади его военная слава.

Затем в последней четверти XVI века они проникли и в другие области Германии. Но лишь в немногих местах княжеский костюм был повторением испанского, а тем более отличался костюм дворян и крупных бюргеров. Наиболее же точно немецкий мужской костюм этого периода можно охарактеризовать как смесь испанского с ландкнехтским (ил. 495). Бюргерство во второй половине, особенно в 70—90-х годах XVI века, играет менее заметную роль в политической жизни страны, тем более что в период гражданских смут и усиления конкуренции со стороны Голландии оно было экономически подорвано. Провинциализм, присущий немецким бюргерам, явно прослеживается в полном непонимании художественных и стилистических особенностей испанского или французского костюма.

Вместе с постепенным изменением форм костюма иными становились головные уборы и обувь. Бареты различных фасонов (ил. 487, 492), которые обычно надевали сверх сетки, покрывавшей голову мужчин, сменяются токами и шляпами (ил. 507, 509). Но немецкие токи заметно отличались от испанских и французских.

Обувь до середины XVI столетия, как и в других странах Западной Европы, была широконосой. Этот фасон в 1ермании назывался «кухме- улер» — «коровья морда», его часто сочетали с чулками из разноцветных полос ткани. Во второй половине XVI века, по мере распространения испанского влияния, «коровью морду» сменяют туфли с узким носком, покрытые несколькими разрезами. В конце столетия появляются жесткая подошва и небольшой каблук.

Этот гоноша — Иоахим фон Анхальтский — впервые надел специально сделанные для него самым лучшим мастером парадные латы. Тонкая и прочная сталь сплошь покрыта рисунком, но не художественной резьбой, а чеканкой и винтообразным переплетением стального жгута, предназначенного, вероятно, для увеличения защитных свойств лат. Не шлем, а сложный головной убор юноши увенчан пышным страусовым пером.

0


Комментарии закрыты.