Теория и особенности обоняния человека

Теория и особенности обоняния человека

Обоняние у человека чрезвычайно развит. Человек может почувствовать запах 1/25 миллионной частицы масла розы. Это не может сделать никакой химический анализ. Парфюмер «от Бога» может отличить до 10 тысяч оттенков запаха, но есть много людей, которые не могут отличить запах мяты от запаха сирени, цветков акации от лаванды.
Запах вещества екзальтолиду, широко используется в парфюмерии, ощущают только женщины. Есть такое понятие, как запаховая слепота, когда человек не чувствует запаха мускуса, тимола, но хорошо чувствует и отличает другие запахи.
Повышенная чувствительность к запахам — гиперосмия характерна для людей нервных, с обонятельной галлюцинацией, они могут услышать несуществующие запахи. У больных гипосмию снижена чувствительность к большинству запахов, у них есть нюх, но он имеет необычный спектр. Полная потеря обоняния — аносмия, эти люди часто страдают от потребления несвежей пищи.
Чем сильнее запах душистого вещества, тем меньшее количество ее молекул вызывает ощущение запаха, и наоборот. Например, запах фиалки в десять раз сильнее запаха лимона, запах ванилина в сто раз сильнее запаха цитраля, поэтому для ощущения запаха цитраля нужно, как минимум, в сто раз больше молекул, чем для ванилина.
Когда мы некоторое время вдихатимемо какой-либо запах, то перестанем его чувствовать. Такое положение называется адаптацией. Если мы заходим с улицы в плохо проветренную комнату, например, такую как колодец связи, то на мгновение очень резко чувствуем запах, но уже через несколько минут перестаем его чувствовать. При пользовании парфюмерией роль адаптации очень большая, иногда с ней связана несправедливая оценка потребителем парфюмерных изделий. Адаптация наступает тем быстрее, чем сильнее и резче запах. Так, к йоду она наступает за 1 мин, сыра — за 5-10 мин. Чтобы установить чувствительность нашего обоняния, нужен отдых. Если вы пользуетесь духами или одеколоном, следует через некоторое время менять их запах.
Парфюмерия — это одновременно наука и искусство. Как научная дисциплина парфюмерия изучает главные принципы сочетания различных ароматов и закономерностей создания парфюмерных композиций и средств. Как искусство парфюмерия позволяет, опираясь на научные данные и опыт и способности человека, создавать наиболее гармоничные и приятные по запаху смеси душистых веществ — парфюмерные композиции.
Объектом изучения парфюмерии есть парфюмерные средства, состоящие из смеси душистых веществ (композиции), этилового спирта, воды, а иногда в их состав входят еще красители и антиоксиданты; последние не влияют на запах парфюмерного средства. Кроме того, парфюмерия изучает и другие средства, назначение которых — оказывать приятного запаха различным объектам (помещения, белье и др.).
Как же влияет запах на физиологию человека? Известно, что люди по-разному ощущают тот или иной запах, поскольку нервная система у людей может производить разносторонние реакции. Один человек чувствует запах фиалки, а другие — нет и т.п. Степень ощущения и качество запахов, а соответственно и вкус — индивидуальны и зависят от климатических условий, возраста, пола, интеллекта человека и его эмоциональности. Известно, что во Франции население более чувствительное к запахам, чем в США. Поэтому парфюмерные изделия в США выпускаются с более концентрированным запахом. С возрастом обоняние снижаются примерно на 50%. Женщины, в отличие от мужчин, испытывают более тонкие, нежные запахи. В отношении запахов вкусы разные. Одни предпочитают сильным и резким запахам. Другие — тонким и нежным, свежим, цветочным. Вкус является следствием реакции, дает толчок к возбуждению мысли, которая развивается у человека в мозгу и становится частью ее жизни.

Начальная нота образует первое впечатление о духах. Начальный запах появляется в период испарения этилового спирта и наиболее летучих ароматных веществ. Парфюмеры называют его призапахом спирта, поэтому за этим первым впечатлением судить о запахе парфюмерии нельзя.
Нота сердца — ядро, сердцевина духов раскрывается только через 15-20 мин после нанесения на кожу, ткань или волос. Это основной, срединный запах. Он держится долго и к нему ставят высокие требования.
Конечная нота — на завершении процесса испарения, потому что это испаряются компоненты, которые обеспечивают силу и стойкость основного запаха. Он тоже должен быть приятным, но отличного нота сердца, аромата.

0

Комментарии закрыты.