Симметрия цвета и декора

Симметрия цвета и декора

Асимметрия цвета и декора сравнительно часто встречалась во французском аристократическом костюме первой половины XVI века и появилась, как и многочисленные разрезы на тканях, по- видимому, под влиянием костюма немецких наемных войск, призванных Франциском I для укрепления и пополнения своей армии.

В таком пестром и замысловатом костюме изображен герцог де Гйз. Короткий, с открытым воротом пурпуэн покрыт вертикальными разрезами и едва прикрывает бедра. Правая часть о-де-шоссов имеет многочисленные небольшие разрезы, расположенные рядами, и чтобы сделать из них буфы, подкладывают под них ткань и нашивают рядами узкие ленты, создавая небольшие напуски. Левая же часть покрыта разрезами по спирали, между рядами которой пришиты более широкие цветные ленты. Эти же ленты нашиты вертикально на шосс (чулок) левой ноги. Только лишь сэ из темной ткани на светлой подкладке несколько смягчает впечатление от сумятицы разрезов и асимметрии цвета в костюме кичливого щеголя.

Последователь своих предшественников, Франциск I проводил политику укрепления королевской власти и захвата выгодных для Франции европейских земель. И если первую задачу ему удалось осуществить, то вторая столкнула его с могущественным соперником — Испанией. Два королевства притязали на мировое господство (в пределах Западной Европы) и два короля — Карл V и Франциск I — сделались ожесточенными соперниками. Борьба проходила с переменным успехом, но при решающей битве при Павии (1525 год) из-за тактической ошибки французов Франциск I, которого современники называли «колоссом», «гигантом», дважды раненный, был взят в плен испанцами. В течение года он был пленником Карла V. Привыкший жить беззаботно, Франциск тяжело переживал одиночество плена и «выкупил» у Карла V свободу дорогой ценой — обещанием жениться на сестре Карла V Элеоноре Португальской и прислать в качестве заложников двух своих малолетних сыновей.

Близко узнать Италию — Франция претендовала на владение ее северными землями—и остаться равнодушным к ее искусству, культуре, быту, пышным празднествам было невозможно для человека, который хорошо понимал, что значит для укрепления власти короля роскошный двор. И Франциск I окружает себя итальянскими мастерами, художниками разных специальностей, музыкантами.

Особое внимание он уделяет своему костюму, костюмам своей личной охраны, придворного штата и пр. Но влияние Италии хотя и было значительным, однако французы перерабатывают его и создают свое образное решение человека XVI века.

На портрете Клуэ Франциск одет в парадный костюм, пышный по своим формам, но благородно-сдержанный по сочетанию цветов, и контрастный по сочетанию фактур. Пурпуэн с открытым воротом — по итальянскому образцу — обнажает его широкую грудь и мощную шею. Рубашка не видна из-под ворота пурпуэна, только лишь узкая белая рюшка с тонким темным краем заканчивает ткань пурпуэна, состоящую из широких белых атласных, затканных золотым рисунком полос и группы узких черных бархатных полосок, разделенных между собой еле заметными светлыми просветами. Спереди пурпуэн застегнут в трех местах на парные (черный с золотым кончиком и золотой с белым) круглые небольшие брусочки. Такие же застежки скрепляли разрезы рукавов пурпуэна. Вокруг кистей рук выпущены рюши с темной обшивкой. Сверх пурпуэна надет черный в узкую золотую полоску бархатный «сэ»—своеобразное короткое манто на белой атласной подкладке. Его боковые стороны отгибались, закидывались на плечи, а внизу скреплялись, что создававло подобие широких рукавов. На свободно и произвольно прикрепленной на плечах ткани возникала богатая игра светотени. Отражая и поглощая свет в разнообразных изломах, складках, вмятинах, эти отблески, эти переливы света излучали трепетное сияние вокруг особы короля. Лицевая сторона сэ по низу и на спинке отделана полосой черного бархата с вышивкой золотом. Эти полосы отогнуты на плечах на атласную подкладку и, пересекаясь с продольной полосой вышивки на спинке, создают впечатление широкого отложного воротника, зрительно сильно расширяющего плечи и без того массивной фигуры Франциска I. Золотая цепь с драгоценными камнями и подвешенной к ней античной камеей украшают широкую грудь короля. Черный бархатный итальянский беретто отделан белым страусовым пером. По отогнутым полям проложены жемчужины и небольшие золотые жгутики.

0


Комментарии закрыты.